КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ, ЧТОБЫ НЕ ИСПОРТИТЬ ЕМУ ЖИЗНЬ НА 11 ЛЕТ
Поход в школу становится испытанием для каждого дошкольника: меняется режим, появляются новые задания и занятия, воспитателя меняет учитель. Родители, рассказываем, как подготовить ребёнка к школе, чтобы не испортить ему жизнь на 11 лет.
Познакомить ребенка с новыми условиями
Рассказать о школе или показать ее. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Возможно, во время самоизоляции в школу вас не пустят, но на многих сайтах школ есть виртуальные туры по кабинетах и коридорам. Можно найти фотографии школы или даже посмотреть маршрут в гугл картах. Это важно: если ребёнку знакома новая обстановка, у него снизятся тревожность и стресс.
Показать маршрут до школы. С этим проще, можно гулять каждый день, изучать дороги к школе, объяснять по пути, кто будет провожать ребёнка в школу, во сколько вы будете вставать, во сколько забирать его из школу.
Приучить к новому режиму дня. Теперь ребёнок вряд ли будет спать днем и утром: у него не будет прогулок. Также теперь он будет заниматься циклами: урок — перемена. Попробуйте заниматься дома по звонку, пусть ребёнок привыкнет к этому звуку и к формату работы.
Проверить познавательную готовность к школе
В идеале (но не по закону, конечно) ребёнок должен идти в школу, когда он к этому готов. Готовность делится на физическую, психологическую и познавательную. Физическую проверит врач на обязательном медосмотре, а познавательную и психологическую родители могут отследить самостоятельно или сходить на бесплатную диагностику.
Проверить мотивацию к учению. Ребенок должен хотеть получать новые знания, иначе в школе ему будет скучно. Если ребёнок любопытен, читает или просит читать ему книги, интересуется одной или несколькими темами, собирает на прогулке листья, он скорее всего готов получать новые знания.
"Подтянуть" зрительно-двигательную координацию. Ребенку в школе придётся писать, для этого должны быть хорошо отработана связь "рука-глаз". Проходите лабиринты, рисуйте по пунктиру и шаблонам, раскрашивайте — это подготовит ребёнка к школьным прописям.
Проверить логическую и произвольную память. У дошкольников хорошо развиты механическая и непроизвольная память. То есть ребёнок запоминает только интересное и иногда знает стихи наизусть, но не понимает их смысла. В школе потребуется запоминать по требованию учителя и знать смысл каждого текста. Просите ребёнка пересказывать сказки, задавайте ему вопросы и просите его задавать вопросы к тексту.
«Прокачать» психологическую готовность
Рассказать о том, зачем нужна школа и новые знания. Некоторые дети любят узнавать новое, но сопротивляются самой идее школы. Они не понимают, зачем ходить куда-то на занятия, сидеть за партой, выполнять домашние задания. Нужно рассказать им об обязательном образовании, о том, что чаще его получают в специальных организациях с профессиональными учителями. Но если ребёнку уже 8 лет, а он все ещё сопротивляется, подумайте о семейном обучении.
Научить рассказывать другим людям о своих проблемах. Особенно это нужно сделать с детьми, которые не ходили в детский сад и мало общались с другими взрослыми кроме родителей. В школе родных не будет, но помощь может потребоваться, поэтому ребёнок должен не стесняясь рассказывать о своих желаниях учителям и другим "школьным" взрослым.
Понять, насколько он конфликтен с людьми. Конфликты будут возникать, это неизбежно: с учителями, одноклассниками, другими людьми. Ребенок должен по-разному вести себя в конфликте: мириться, отступать, не сдаваться и так далее. Ещё лучше, если вы объясните ребёнку, в каких ситуациях можно упираться, в каких лучше отступить. Также неплохо понять, насколько ребёнок быстро отходит от конфликтов, насколько быстро заводится. Если он слишком конфликтен, стоит обратиться за помощью.
Чего точно не нужно делать перед поступлением в первый класс
Экстренно учить ребенка читать, писать и считать. По ФГОС этому ребёнка должны научить в школе. Если вы не чувствуете в себе или ребенке сил, пусть этим занимаются профессионалы. Но правильное эмоциональное и психологическое состояние, это точно с вас.
Внушать ребенку, что учителя нужно слушаться всегда. Учитель, как и любой человек, тоже может быть не прав. Расскажите ребёнку, что спорить с учителем можно, особенно когда он нарушает границы ребёнка, ругает его, навешивает ярлыки, требует невозможного.
Заставлять ребенка быть взрослым. Ребенок не меняется за день: он продолжит играть, будет отвлекаться, уставать. Это нормально и даже если учителя будут жаловаться, ребёнка не нужно ругать. Скорее обратите внимание, если у ребёнка есть трудности, и сходите с ним специалиста.